ника (nika_sc) wrote,
ника
nika_sc

ммкф

Я уж поудивлялась в фб, что соцсети фестиваль дружно проигнорили. Сегодняшний обзор мнений на КП особо ничего не объясняет. "Профессионалы делают свое дело", но уровень конкурса ужасно низкий. Имхо, одно противоречит другому. Но отсутствие информационного бурления, кроме обсуждения нарядов с красной дорожки, удивляет и раздражает.

В этом году впервые нам выбили аккредитацию от вуза. Мы обрадовались сначала, а потом увидели "уровень С", а это только для пресс-показов. А уровень показов - см. выше. В итоге почти случайно попала на "Симфонию для Аны" (ничего не знала, кроме аннотации) и сознательно - на "120 ударов в минуту" (а вот здесь уже был отчётливый каннский след).

И так совпало, что обе картины про "личное - это общественное". Про сознательный уход в политику в критические времена (хотя оба фильма ретроспективны, но кризис на планете вечен, так что про актуальность можно не беспокоиться).

"Симфония для Аны" выбивает из привычной матрицы отечественного революционного фильма. Когда почувствовала сопротивление ("да разве это героиня? где самозарождение революционного сознания? где "большевистская" гордость и смелость?"), вот тогда и поняла, что давят шаблоны, которым, казалось, успешно сопротивлялась последние пять лет.

Ана еще подросток, но она присоединяется к «левым» студентам своего колледжа, среди которых есть перонисты и маоисты. Но больше всего она мечтает не о политических свободах, а о том, как бы поскорее влюбиться. Её увлечение политикой – отчасти влияние родителей (поклонников Че и Карлоса Мухики; однако отец одинаково переживает терроризм и поражение в футбольном матче), отчасти – возможность встреч с интересными юношами. Ана пассивна, ни разу не показана как выдвигающая идеи или выполняющая задание. Всегда на подхвате или как прикрытие. Отчасти связано с возрастом (14-15 лет). Отчасти с тем, что и психологически она не герой – в том смысле, что не переходит и не устанавливает новые границы. Первый секс – от отчаянья, наезд экс-бойфренда-«правого» - она запуганна и никакой показной гордости.
Но всё это – просто другая матрица. И это не значит, что не нужно жалеть ее мать, которая становится матерью площади Мая.

Моя любимая тема - смена точек зрения. Она происходит в финале, и это не причуда, а драматический твист, не оставляющий надежду на то, что Ана избежала репрессий. В кои-то веки сделано с умом.

"120 ударов в минуту". Очень понравилось, как сделано, потому что все продумано на нескольких уровнях (одновременное развитие структуры и темы) и снова - отход от мейнстримовых матриц.

Жизнь французской организации Акт АП в начале 1990-х – борьба с фармкорпорациями за скорейший выпуск нового лекарства от ВИЧ, участие в прайдах, акционизм. Всё – глазами новичка. Развитие темы (общее - общее и частное - частное - общее и частное - общее) кольцевое, да еще и соответствует классическому пятичастному делению, правда, с по-европейски увеличенной экспозицией.
Ритм первой части - ритм жизни. Дробный, но не клиповый, монтаж (при этом довольно простой - "восьмеркой") и бодрая драматургия (заседание + флешбеки + смена точек зрения). Ритм замедляется с переходом в третью часть (сугубо частную) - ритм болезни - с еще одной сменой ТЗ. В концовке возвращается дробность как продолжение жизни (снова в общем).

Состав Акт на собраниях – квир-утопия. Нет противостояния геев и лесбиянок, нет эйджизма, расизма и других дискриминаций. Есть разделение только по политическим позициям. Развивается то, чего не было в «Гордости» (точнее, было в виде довлеющих «озарений»): показ того, как появляются идеи мероприятий (обсуждение плакатов, кричалок, выстраивание стратегии, предложение вариантов и их отсекание). Есть динамика, в которую зритель может влиться самостоятельно и поддержать ту или иную сторону. Узкий социальный фокус проявляется еще и в том, что на экране дан только активизм и даже частная жизнь - в примеси с активизмом. Чем занимается главный герой, его родители? Какие книги читает? Пьет по утрам чай или кофе? Не важно. Для создателей интересна только предыстория героев, которая объяснила бы, почему они пришли в активизм.

ТЗ задана от лица новичка-Натана. Во время его присутствия на первом же собрании, когда идет обсуждение прошедшей акции, начинается "карусель ТЗ". Одна ТЗ – одна трактовка происшедшего, от правоцентристского крыла организации к центру и к левому краю. Так Натан и зритель, тот же новичок во всех этих активистских делах, получают право выбора. Потом идет возвращение к Натану и большая часть действия – с его позиции. А исключение – его партнер Шон в больнице (не изящный переход к самой сцене, но грамотное продолжение).

А еще очень правильное соотношение драматизации и дедраматизации - потенциально ударные моменты выпущены из виду (предыдущее общение Натана с полицией, начало параллельного романа, обсуждение с Шоном способа ухода). Нет давления на сантименты и накручивания.
 
Tags: кино, политика, радужный профиль
Subscribe

  • волшебные запасы - 1

    Чем я занимаюсь, когда не смотрю кино, не погружена в домашние дела и не вычитываю диссертацию в очередной раз (очень надеюсь, что этот будет…

  • дом там где...

    ...запах шоколада. Никогда не представляла себя домохозяйкой (другие варианты? творческая личность, конечно! съемки-фестивали, которые позже…

  • кино сентября

    В этот раз получилось относительно немного, но зато больше просмотров в зале и даже один выход сообществом состоялся. Еще начали домашний фестиваль…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments