?

Log in

No account? Create an account
 
 
28 Апрель 2017 @ 16:29
киноведение и кинокритика  
Удивительное в недавнем разговоре выяснилось: большинство окружающих, даже те, кто «в теме», даже вгиковские (!), не видят разницы между киноведом и кинокритиком. От этого иногда возникают странные запросы извне: выполни задачу, которая тебе не свойственна. С чего вдруг? Ну, это же твоя профессия. Хм.

Ну, для начала, в дипломе у меня таки написано «киновед». Но это у всех моих однокурсников так прописано, а на деле в нашей группе было 3 киноведа и 7 кинокритиков. И если это не очень было понятно на первом курсе, то к выпуску стало яснее ясного. Каждый попробовал себя в обеих областях и отрицательный опыт помог с конкретным выбором.

Наш мастер любит говорить, что киноведение (подразумевая под этим кинокритику вообще-то) – это о любви. Кинокритика – это чувства, согласна. Страсть и ненависть, запал и пафос. Праведное негодование сюда же. Периодически смотрю, с каким воодушевлением пишет Паша Орлов о современном российском кино для tvkinoradio, и понимаю, что у человека большое доброе сердце))
Критика – это вовлеченность и сопереживание. И умение это всё опосля в словах передать. А еще это реклама (с разным эффектом). И трибуна. Что еще забыла? Ах да, зеркало «кто на свете всех умнее».
Одним словом, нормальная журналистика.

За иным-другим добро пожаловать к киноведам. Это если вам нужна история, разложенная по полочкам. С фактами, которые не интересны рекламе, потому что не актуальны и не сенсационны, но без которых может порваться связь времен (что вредно для гармонии мира). С отстранением и неторопливым рассматриванием. Возможен многостраничный анализ таких нюансов, которые только на гифке и разглядишь)) Основание школ и странных концепций. Много чем еще занимается наука. У киноведения, правда, плохо получается прогнозировать и с обоснованием законов не всё так гладко. Но наука-то молодая. И поверьте - мы пытаемся, честно!

Это разные профессии, но взаимопомогающие навыки. Если в кинокритике есть хоть немного от киноведа, то он будет видеть цитаты, оммажи и прочие трогательные и занятные финтифлюшки. Комплексное знание еще никому не вредило, а красивый текст – радость для читателя. Если в киноведе затерялся кинокритик, то есть шанс получить экстраординарную гипотезу, изложенную нормальным языком, обоснованную свежайшими примерами и с долей вдохновения.

Не требуйте от людей неисполнимого!

Кинокритик – работник «сарафанного радио». Он пересказывает новости, формирует эмоциональный фон фильма. Он помогает делать просмотр осмысленным. Это FAQ, которым, по усмотрению, можно воспользоваться до или после сеанса, а потом заявлять своим друзьям: «я знаю об этом фильме всё».
Кинокритики удивительные люди. Универсалы, которые стараются и для гордого внука славян, и для друга степей калмыка. Вынуждены смотреть часто всякую белиберду, но если это тоже современный кинопроцесс, то куда же без нее, надо знать. Защитники и агитаторы.
Но они совершенно не обязаны в отводимое количество строк впихнуть половину википедии или разжевывать драматургические выкрутасы с теорией. Провести, пояснить, развлечь. Получить на карточку деньги))

Киноведу же хорошо в его специализации. Переходить на «уровень мурзилки» и заниматься пересказом – это трата времени и пространства вселенной. Он общается с теми, у кого уже есть в кармане словарь иностранных слов, а в кладовых памяти – своя фильмотека.
Киновед работает с теорией, придумывает новые термины и странные взаимосвязи, а с готовыми результатами идёт к практикам и объясняет, как всё сделать лучше. Да, это долгий процесс. В каком-то смысле, инженерия. И со стороны кажется, что всё делается исключительно для себя. Но в итоге это будет для любого, кто захочет узнать, не про что фильм, а как он сделан.
Не просите киноведа быть проще и не углубляться в дебри. Не укоряйте незнанием новинок проката и не требуйте списка всех времен и народов. Он ищет знания, находит и вписывает в невидимую конструкцию. И получает деньги на карточку))

P.S. В чем всегда завидовала кинокритикам: у них есть свобода моральной оценки. Картина кажется безнравственной и аморальной? Ничто не мешает так про нее и написать. Кроме мнения главного редактора и политики партии. А киновед иногда попадает в затруднительное положение: фильм ужасен по теме и идеям, но каков в нем параллельный монтаж!